Главная » Файлы » Речевые пятиминутки

Насекомые
[ Скачать с сервера (691.2 Kb) ] 11.07.2018, 11:21

Речевые пятиминутки по лексической теме: «Насекомые»

 

  1. Артикуляционная гимнастика

«По весне летит пчела»

По весне летит пчела,

Соберет пыльцу она.

Только ты пчелу не зли –

Язычок свой убери!

Описание: высунули язычок, быстрые движения вперёд и назад («По весне летит пчела»). Язык убрали, открываем и закрываем рот («Соберёт пыльцу она»). Язык максимально высовываем вперёд и быстро назад («Язычок свой убери»). Можно повторить последнее действие несколько раз.

 

«Хоботок комарика» - сомкнутые губы вытянуть вперед.

«Комарик кусает» - узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

«Бабочка летает вокруг цветка» - приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

«Кузнечик» - широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

«Моторчик стрекозы» - улыбнуться, открыть рот. Во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.

«Пчела» - улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

 

  1. Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера (машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек (на каждое название насекомого

И веселый мотылек, загибают один пальчик)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (делают кружочки из пальчиков и

подносят к глазам)

Пожужжали, полетали, (машут ладошками)

От усталости упали. (роняют ладони на стол)

 

Пальчиковая гимнастика «Жук»

Жук сидит на веточке.

Вы не бойтесь, деточки.

Попробуйте-ка сами

Пошевелить усами!

(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны

(“усы”). Пошевелить “усами”.)

 

 

 

«Божьи коровки»
 

Божья коровка - (дети машут руками)
Черная головка. (за голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (пальчиком грозят)

 

«Комар»
Дружно пальчики считаем – (сжимают и разжимают пальцы)
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, - (поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит? - (вращают мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! - (прячут руки за спину)

 

Координация речи с движением «Мотылек»

Мотылек-витилек, (бегут по кругу, расставив руки в стороны)

Принеси нам ветерок:

От ворот – поворот (поворот; бегут в обратную сторону)

Гнать кораблик в ручеек.

Вей, вей, ветерок, (останавливаются, поворачиваются лицом

Натяни парусок, в круг; взмахи руками, потягиваются)

Гони стружок (бегут по кругу, взявшись за руки)

С запада на восток.

 

Координация речи с движением «Бабочка»

Спал цветок

И вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется -
Бабочка кружит и вьется.

(и.п: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)

(«летать», имитируя движения бабочки)

 

Координация речи с движением «Кузнечик»

Скачет маленький кузнечик: (Прыжки)

Через мостик перешел, (Ходьба)

Через лужи перепрыгнул, (Прыжки с ноги на ногу)

В гости к бабочке пришел: (Ходьба)

«Эй, хозяйка, хватит спать! (Дети ритмично «стучат в дверь»)

Выходи скорей гулять! (Машут рукой в направлении к себе)

Будем вместе веселиться – (Хлопают в ладоши)

Ты летать, (Машут руками)

 

«Кузнечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели,

Травушку покушали,

Тишину послушали,

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко,

Вот мотор включился,

Пропеллер закрутился, Ж-ж-ж

К облакам поднялись,

И шасси убрались,

Толчок, прыжок,

Летим, дружок,

Парашюты все раскрылись,

Дети мягко приземлились

 

(энергичные движения плечами)

 

 

(приседания)

 

 

(прыжки на месте)

 

(вращательные движения руками перед собой)

(поочередное поднимание колен)

(покачивания руками, разведенными в разные стороны)

(прыжок вверх, руки в стороны)

 

(приседание, руки в стороны)

 

Координация речи с движением «Муха»

- Ох! Ох! Что за гром?! (руки прижимают к щекам)

Муха строит новый дом! (покачивают головой)

Молоток стук-стук! (имитируют удары молотком)

Помогать идет петух (взмахивают руками).

Насекомые
Раз, два, три, четыре, пять (сжимать - разжимать пальцы в кулак).
Насекомых надо знать: (последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок… (поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки).
И у каждого шесть ног! (поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев).

 

Паучок

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

 

Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.

 

Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,

 

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным

"Паучки" ползают на голове.

 


Пчела

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,
От усталости упали.

Машут ладошками
 

На каждое название насекомого загибают пальчик

 

Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам.

Роняют ладони на стол.
 


3.Развитие речевого дыхания и силы голоса

Вращая указательными пальцами перед грудью, продолжительно выдыхать: «ж-ж-ж».

Пчелка, гуди, в поле лети.

С поля лети, медок неси. Ж-ж-ж...

 

Развитие длительного плавного выдоха:

«Лови комара» -

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- на выдохе хлопать в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой; 2- на выдохе произносить; «З-з-з! З-з-з!». Повторить 3-4 раза.

«Муха в паутине» -

И.п.: о.с. 1-пербирать «лапками» перед собой (вдох); 2-на выдохе произносить: «Ж-ж-ж!». Повторить 3-4 раза.

Массаж биологически активных точек лица «Оса».

Са – са – са – прилетела к нам оса – круговыми движениями трем виски.

Су- су – су – мы увидели осу – указательными пальцами массируем основание бровей.

Сы –сы –сы – испугались мы осы – хлопаем себя по щекам.

Са –са – са – улетай скорей оса – гладим лоб от середины к вискам.

 

Категория: Речевые пятиминутки | Добавил: leo-katarina
Просмотров: 465 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar