РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ КАРТОТЕКИ

ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ЗКР:

  • Наполнение картотеки с учетом возрастной категории детей (для детей раннего возраста, младшего дошкольного возраста и т.д.) и плана работы.
  • Осуществлять подбор игр и игровых упражнений по разделам работы

( например: Игры для развития слухового внимания./ Игры и игровые упражнения для развития фонематического слуха. И т.д.)

  • В каждом разделе представить не менее 10-15 игр (упражнений)
  • Указать название игры, цель, необходимое оборудование, ход игры (описание игры)
  • Картотека должна быть эстетично оформлена, форма свободная.
  • Приветствуется включение авторских, инновационных игр и упражнений, оригинальность игрового оборудования.

РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ

«РЕЧЕВЫХ ПЯТИМИНУТОК»

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций.

  • Рекомендуется использовать тематический принцип при составлении картотеки «Речевых пятиминуток».
  • Наполнение картотеки осуществлять с учетом возрастной категории детей (для детей раннего возраста, младшего дошкольного возраста и т.д.) и плана работы (программы)
  • Картотека должна быть эстетично оформлена, форма свободная.
  • Приветствуется включение авторских, инновационных игр и упражнений, оригинальность речевого и игрового материала.
  • Примерное содержание «пятиминуток»:

1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения, необходимые для того чтобы:

улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

улучшить подвижность артикуляционных органов;

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

увеличить амплитуду движений;

уменьшить статичность (напряжённость) артикуляционных органов;

подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Упражнения на развитие эмоций, на развитие мимической мускулатуры лица.

2. Игры и игровые упражнения по развитию мелкой и общей моторики, в том числе речь с движением, возможно использование упражнений на релаксацию, пластических этюдов.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а также улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса.

3. Упражнение на развитие голосодыхательной функции, высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.

4.Упражнения, способствующие развитию внимания, мышления, памяти, оказывающие благоприятное влияние на речь ребенка.

5.Речевая зарядка, включающая стихи по определенной лексической теме.

  • При использовании «пятиминуток» следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его возрастные особенности и уровень развития речи.