РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ КАРТОТЕКИ
ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ЗКР:
- Наполнение картотеки с учетом возрастной категории детей (для детей раннего возраста, младшего дошкольного возраста и т.д.) и плана работы.
- Осуществлять подбор игр и игровых упражнений по разделам работы
( например: Игры для развития слухового внимания./ Игры и игровые упражнения для развития фонематического слуха. И т.д.)
- В каждом разделе представить не менее 10-15 игр (упражнений)
- Указать название игры, цель, необходимое оборудование, ход игры (описание игры)
- Картотека должна быть эстетично оформлена, форма свободная.
- Приветствуется включение авторских, инновационных игр и упражнений, оригинальность игрового оборудования.
РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ
«РЕЧЕВЫХ ПЯТИМИНУТОК»
Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций.
- Рекомендуется использовать тематический принцип при составлении картотеки «Речевых пятиминуток».
- Наполнение картотеки осуществлять с учетом возрастной категории детей (для детей раннего возраста, младшего дошкольного возраста и т.д.) и плана работы (программы)
- Картотека должна быть эстетично оформлена, форма свободная.
- Приветствуется включение авторских, инновационных игр и упражнений, оригинальность речевого и игрового материала.
- Примерное содержание «пятиминуток»:
1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения, необходимые для того чтобы:
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
увеличить амплитуду движений;
уменьшить статичность (напряжённость) артикуляционных органов;
подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Упражнения на развитие эмоций, на развитие мимической мускулатуры лица.
2. Игры и игровые упражнения по развитию мелкой и общей моторики, в том числе речь с движением, возможно использование упражнений на релаксацию, пластических этюдов.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а также улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса.
3. Упражнение на развитие голосодыхательной функции, высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.
4.Упражнения, способствующие развитию внимания, мышления, памяти, оказывающие благоприятное влияние на речь ребенка.
5.Речевая зарядка, включающая стихи по определенной лексической теме.
- При использовании «пятиминуток» следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его возрастные особенности и уровень развития речи.