ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ (УГОЛКОВ) В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

(примерное наполнение)

Старшая и подготовительная к школе группы.

  1. Художественные произведения по программе: 7 – 8 (10-12) книг различной тематики и жанров (могут быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам, книжки-самоделки (в подг. группе). Детские энциклопедии, журналы (2-3).
  2. Альбомы, предметные картинки по основным темам: «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Сад-огород», дополняются по темам о Родине, о технике, космосе, «Музыкальные инструменты», «Транспорт», «Животные жарких стран, Севера», «Школьные принадлежности» (подг.гр.) и др.
  3. Портреты художников – иллюстраторов, детских писателей и поэтов с краткой биографией.
  4. Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Найди отличия», «Так бывает или нет?», «Что перепутал художник?».
  5. Картотеки загадок, чистоговорок, скороговорок, стихов.
  6. Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволока, камушки, песок, пластилин и др.)
  7. Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки, семафорчики, флажки, фишки.
  8. Картотека словесных речевых игр.
  9. Для развития голосо-дыхательной функции:
  • Вертушки, султанчики, дудочки, пёрышки, бумажные птички-оригами и др. тренажеры

«Сдуй бабочку (птичку, листок, снежинку, кораблик)», плоскостные фигурки, нанизанные на нитку, «Загони мяч в ворота» и.т.п.

  1. Для развития артикуляционно-мимической моторики:
  • Картинки - символы артикуляционных и мимических упражнений с соответствующим стихотворным текстом.
  • Артикуляционная игрушка
  • Комплексы артикуляционных упражнений
  1.  Для развития мелкой моторики рук:
  • Шишки, массажные шарики, прищепки, палочки, пуговицы, бусинки различных размеров, развивающие игры с ними.
  • Сухой бассейн, игрушки от киндер – сюрприза.
  • Шнуровки, застёжки, мозаики и др.
  • д/и «Весёлые клеточки», шаблоны, трафареты, заготовки для штриховки, обводки, ходьба по лабиринтам, и др.
  • Комплексы пальчиковых игр и речедвигательных упражнений.
  1.  Для развития слухового внимания:
  • Набор шумовых игрушек с различным наполнителем, колокольчики разного звучания.
  • д\игра: «Рифмочки и нерифмушки» или наборы картинок, названия которых похожи по звучанию (отличаются одним звуком).
  1. Для развития фонематического восприятия (подбор игр в зависимости от возраста):
  • д/и на определение наличия, позиции звука в слове: «Поймай рыбку», «Найди и назови», «Логопедическое лото», «Звуковой футбол», «Засели картинки в дом», «Волшебный коврик» и др.
  • на дифференциацию звуков: «Звонкий – глухой», «Домики для звуков» (тв.-мяг.), серия игр «Звуки – я вас различаю» (с-ш, з-ж, л-р) и др.
  • на звуко-слоговой и звукобуквенный анализ слов: «Делим слова на слоги», «Звуковое домино», «Прочитай по первым буквам», «Ребусы», «Расшифруй слова» и др.
  1. Для развития ЗКР, словаря, грамматического строя, связной речи, обучения грамоте:

Логопедические игры из серии: «Игротека речевых игр», «Слова-антонимы», «Многозначные слова», «Говорим правильно», «Скажи по-другому», «Большой –маленький», «Один-много», «Назови одним словом», «Рассели по домикам», д/игры на согласование числительных с существительными  «Посчитай-ка», игры с предлогами: «Слова-помощники», «Подбери маленькое слово»;  «Что где находится»; «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом», «Развиваем речь», «Речевая тропинка», «Расскажи сказку», «Забавные истории» и др., наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ» и др., настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков, алгоритмы, схемы, мнемотаблицы для развития связной речи и др.