ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ (УГОЛКОВ) В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

(примерное наполнение)

Младшая группа.

  1. Художественные произведения по программе: 4 – 5 наименований книг по 2 – 3 экземпляра, книжки-ширмы, с наклейками, «говорящие» книжки. Портреты писателей с биографией (С. Михалков, С.Я. Маршак и др.)
  2. Альбомы, предметные картинки по основным темам: «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Овощи, фрукты».
  3. Картинки:

а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями транспорта  и мебели;
г) изображением труда взрослых, людей разных профессий (врач, воспитатель, повар…);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)

ж) серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации)

з) сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социобытовой), крупного формата для составления рассказов.

  1. Дидактические игры: лото, домино, разрезные картинки, складные кубики, игры на группировку, классификацию, сериацию «Назови одним словом», «Что изменилось?».
  2. Игры – картинки по типу «Найди пару», «Найди отличия».
  3. Картотеки загадок, чистоговорок, песенок, потешек, стихов.
  4. Картотека речевых игр.
  5. Для развития голосо-дыхательной функции:
  • Вертушки, султанчики, дудочки.
  • д/и «Сдуй бабочку (птичку, листок, снежинку, кораблик)», плоскостные    фигурки, нанизанные на нитку и др.
  1. Для развития артикуляционно-мимической моторики:
  • Картинки артикуляционных и мимических упражнений с соответствующим текстом.
  • Артикуляционная игрушка (н-р: «Лягушка-говорушка»)
  • Комплексы артикуляционных упражнений.
  1.  Для развития мелкой моторики рук:
  • Шнуровки и застёжки (простые варианты), сенсорный куб.
  • Массажные шарики, прищепки, палочки, шишки и др.
  • Игры с прищепками: «Помоги ёжику (рыбке)», «Укрась ёлочку» и т.д.
  • Игры с палочками (выкладывание узоров).
  • Комплексы пальчиковых игр, игровых упражнений с речевым сопровождением.
  • д\и «Чудесный мешочек» с набором игрушек.
  1. Для развития слухового внимания:
  • Шумовые игрушки, звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.).
  1. Дидактические игры для развития ЗКР, лексико-грамматического строя речи, связной речи:
  • д\и «Кто что делает?», «Помоги найти маму», «Большой – маленький», «Один – много», «Кто как кричит?», «Кто где живёт?», лото и парные картинки на различные темы и др.