ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ (УГОЛКОВ) В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

(примерное наполнение)

Средняя группа

  1. Художественные произведения по программе: 5 – 6 наименований книг различной тематики и жанров (сказки, стихи, рассказы и т.д.), книжки с наклейками. Портреты писателей с биографией (К.Д. Ушинский, А.С. Пушкин, К.И. Чуковский и др.)
  2. Альбомы, предметные картинки по основным темам: «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Овощи, фрукты», а также дополняются по темам о Российской армии, о профессиях, диких животных, цветах, деревьях, по временам года.
  3. Картинки с основными частями транспорта, одежды и мебели; с изображением действий, качества предметов, серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации), сюжетные картинки (с различной тематикой) для составления рассказов.
  4. Дидактические игры: лото, домино, разрезные картинки, складные кубики, игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
  5. Игры – небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?».
  6. Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?», «Найди пару», «Найди отличия».
  7. Картотеки загадок, чистоговорок, скороговорок,  стихов.
  8. Картотека словесных речевых игр.
  9. Для развития голосо-дыхательной функции:
  • Вертушки, султанчики, дудочки и др. тренажеры.
  • «Сдуй бабочку (птичку, листок, снежинку, кораблик)», «Загони мяч в ворота», плоскостные фигурки, нанизанные на нитку.
  1. Для развития артикуляционно-мимической моторики:
  • Картинки - символы артикуляционных и мимических упражнений с текстом.
  • Артикуляционная игрушка (н-р: «Лягушка-говорушка»)
  • Комплексы артикуляционных упражнений.
  1. Для развития мелкой моторики рук:
  • Шишки, массажные шарики, прищепки, палочки, пуговицы, бусинки различных размеров, развивающие игры –задания с ними.
  •   сухой бассейн - мешочек с горохом (фасолью, крупой), игрушки от киндер – сюрприза.
  •   Шнуровки, застёжки, сенсорный куб, мозаика.
  •   Шаблоны, трафареты, задания с обводкой, ходьбой по лабиринтам.
  •   Комплексы пальчиковых игр, упражнений с речью.

12.Для развития слухового внимания:

  • Набор шумовых игрушек с различным наполнителем, колокольчики разного звучания.
  • д\игра: «Рифмочки и нерифмушки» или наборы картинок, названия которых похожи по звучанию.

13.Для развития фонематического восприятия:

д/игры, направленные на определение наличия звука в слове типа: «Рассели по домикам», «Найди и назови», «Поймай звук» и др.

14. Для развития ЗКР, лексико-грамматического строя речи, связной речи: 

д/игры на согласование числительных с существительными: «Посчитай-ка»; «Четвёртый лишний»,  «Что сначала, что потом», «Кто как говорит?», «Из чего мы сделаны», «Расскажи сказку», набор картинок «Слова-антонимы» и др.